Самая большая роскошь в жизни
Самая большая роскошь в жизни – человеческое общение. Умение слушать при наличии возможности слышать, умение говорить превращает огромный мир в маленькое царство добра, покоя, где есть место дружбе, взаимной поддержке, терпению, пониманию, где приобретается способность мыслить и выражать свои мысли. Невозможно остаться равнодушным, глядя в глаза не слышащего или не умеющего говорить малыша. В этих, настежь раскрытых глазах, масса немых вопросов: Кто вы? Кто я? Зачем я в этом мире? Как мне его понять? Сколько душевных и физических сил, тепла, доброты нужно отдать такому ребенку. Для создания условий нормального развития не слышащих детей особую важность имеет вопрос своевременной квалифицированной коррекционной помощи этим малышам.
Мир детства – особенный мир, в котором живут своей жизнью придуманные детьми вещи, герои, предметы. Ребенок, познавая мир, постепенно проникает в сущность человеческих отношений.
Дошкольное образовательное учреждение – это первая ступенька для малыша, вступая на которую он узнает много интересного, важного и необходимого в дальнейшей его жизни.
В нашем детском саду функционирует две разновозрастные группы для детей с нарушением слуха, в которых создана эстетическая предметно-развивающая среда не только для того, чтобы малышам было уютно и спокойно, но и способствующая коррекции познавательных способностей не слышащих воспитанников, чтобы они могли легко и доступно познавать мир, который их окружает. В группах созданы все необходимые условия для того, чтобы маленькие воспитанники почувствовали себя комфортно: уютные спальни, просторные групповые комнаты и кабинеты, оборудованные специальной аппаратурой. С первого дня поступления детей в детский сад их окружают заботой и любовью, помогают быстрее адаптироваться в новом коллективе. Процесс обучения и воспитания не слышащих детей строится на основе общих закономерностей развития ребенка и обеспечивает приобщения ко всему, что доступно для овладения их слышащим сверстникам. Нами широко практикуется интегрированное обучение, что дает возможность детям более успешно адаптироваться в социальной среде.
Педагогический процесс осуществляется по программам специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучениеслабослышащих и глухих детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П. Носковой, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко. В работе с не слышащими воспитанниками используются и элементы верботонального метода обучения Петара Губерины (Хорватия).
Все педагоги, работающие с детьми, имеют высшую квалификационную категорию.Многочисленный наглядный дидактический материал и учебные пособия изготовлены руками педагогов и необыкновенно интересны для наших малышей. Организация учебно-воспитательного процесса строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, с учетом психофизических и индивидуальных возможностей детей дошкольного возраста. В дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих кохлеарный имплант, в условиях инклюзивного образования.. Оно заключается в воспитании социально-коммуникативных навыков, развитии слухового восприятия окружающих звуков, связной речи. Дети, после кохлеарной имплантации, интегрируются в общеразвивающие группы, где им создаются условия для овладения речью и интенсивной слуховой тренировки.
Работа по реабилитации детей начинается с самого раннего возраста и включает:
-
индивидуальные занятия
-
фронтальные занятия
-
фонетическую ритмику
-
звуковую стимуляцию
-
музыкальную стимуляцию
Индивидуализация учебного коррекционно-развивающего процесса осуществляется за счёт выбора уровня сложности задания, соответствующего уровню развития ребёнка, поэтому коллектив понимает: только разнообразный арсенал методов, приемов и форм обучения будет способствовать развитию речи и накоплению словаря у не слышащих детей, а, следовательно, сделает их менее уязвимыми в жизни и более самостоятельными.
Участие в сопровождении детей принимают специалисты дошкольного учреждения: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, которые оказывают полноценную квалифицированную психолого-педагогическую помощь не только нашим воспитанникам, но и их родителям. По рекомендациям ПМПК с ребенком проводятся индивидуальные коррекционные и компенсирующие занятия по индивидуальным образовательным маршрутам, с учетом специфики нарушений в развитии ребенка.
Наши воспитанники, так же как и их слышащие сверстники, участвуют во всех мероприятиях детского сада. Ежегодно, в декабре, проводится неделя инвалидов «Я такой же, как и ты, но я из мира тишины…», где дети с нарушением слуха вместе с воспитателями и родителями участвуют в спортивно-музыкальных развлечениях, оформляют выставки своих рисунков и поделок. Яркий мир «услышанных» звуков, возможность «сказать» то, что думаешь, большие, современное интерактивное оборудование, красивые и всегда желанные игрушки, сказочный интерьер вокруг малыша, милые добрые глаза педагогов и родителей - что ещё нужно ребенку для радостного детства!
Дактильная азбука
Ручная азбука (дактилология) — знаковая система, применяемая в общении с неслышащими. Эта специфическая коммуникация воспринимается зрительно и воспроизводится движением кисти руки: пальцы как бы изображают букву, повторяют её начертание. В русской ручной азбуке столько дактильных знаков, сколько букв в русском алфавите — 33. Каждый дактильный знак (дактилема) обозначает букву (графему).
Усвоение дактильных знаков облегчается тем, что некоторые из них, например, м-ш-щ имеют общую конфигурацию, а различаются лишь по дополнительным признакам: направлению пальцев, движению кисти руки. Азбука используется в русском жестовом языке для обозначения имён собственных (имена людей, названия городов, заглавий, брендов и др.), иностранных заимствований, научных терминов, коротких соединений, предлогов, междометий, модальных суффиксов и т. д., (например, «в», «ну», «да», «бы» и т. д.), то есть тех слов, у которых отсутствует своё собственное жестовое представление.
Правила использования русской дактильной азбуки таковы: дактилирование производится плавно и слитно обращённой к собеседнику кистью правой руки, которая согнута в локте, в соответствии с правилами орфографии, проговаривая дактилируемые слова и смотря на собеседника. Слова разделяются паузой, а фразы — остановкой. Кисть при дактилировании перемещается влево. В случае ошибки слово дактилируется с начала.